Ola, Пушкін, або Що на мене чекає завтра....
Тема. Сведения о жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина.
Цели: познакомить учащихся с биографией поэта, сделать краткий обзор его творчества; развивать навыки самостоятельной подготовки докладов, публичного выступления; активизировать творческие способности; воспитывать интерес к личности и творчеству поэта.
Ожидаемые результаты: учащиеся знают биографию писателя, рассказывают о лицейском периоде его жизни, самостоятельно собирают материал на предложенную тему.
Оборудование: репродукции портретов Пушкина работы В. А. Тропинина, К. П. Мазера, диапроектор, ноутбук, слайды: №1-репродукция портрета А. С. Пушкина кисти О. А. Кипренского; №2-репродукции портретов С. Л. Пушкина неизвестного художника и Н. О. Пушкиной кисти К. лицеде Местра; №3-рисунок Царскосельского лицея; №4-портрет И. И. Пущина работы Н. А. Бестужева; №5-репродукция картины И. Е. Репина "Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года"; репродукция портрета Г. Р. Державина.
Великий писатель и современник Пушкина Н. В. Гоголь выразил похожую мысль: "При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал всё его пространство".
С тех пор, как были сказаны эти слова, прошло полтора столетия, а они по-прежнему остаются актуальными. Пушкин до сих пор остаётся крупнейшим русским поэтом и писателем, недосягаемым образцом совершенства.
Вам уже знакомы некоторые произведения Пушкина и факты его биографии. На уроке восстановим ранние годы жизни поэта и поговорим о его творчестве в общих чертах.
IV Восприятие нового материала
Детство и становление А. С. Пушкина как поэта
"Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха.
Не даёт старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось".
("Сказка о рыбаке и рыбке".)
"*У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом..."
("Руслан и Людмила")
3. Слово учителя.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: урок-презентация.
"...пока будет звучать на свете русский язык,
будущие поколения наших соотечественников
станут помнить имя Пушкина."
А. В. Дружинин
Ход урока
I Организационный момент.
Учитель приветствует класс, объявляет результаты контрольной работы, читает вслух лучшие сочинения учащихся.
II Проверка домашнего задания
Осуществляется в ходе урока.
III Мотивация учебной деятельности
В статье "А. С. Пушкин и последнее издание его сочинений" известный критик ХIХ века Александр Васильевич Дружинин написал фразу, ставшую эпиграфом к нашему уроку: "...пока будет звучать на свете русский язык, будущие поколения наших соотечественников станут помнить имя Пушкина."Великий писатель и современник Пушкина Н. В. Гоголь выразил похожую мысль: "При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал всё его пространство".
С тех пор, как были сказаны эти слова, прошло полтора столетия, а они по-прежнему остаются актуальными. Пушкин до сих пор остаётся крупнейшим русским поэтом и писателем, недосягаемым образцом совершенства.
Вам уже знакомы некоторые произведения Пушкина и факты его биографии. На уроке восстановим ранние годы жизни поэта и поговорим о его творчестве в общих чертах.
IV Восприятие нового материала
- Сообщения учащихся
Детство и становление А. С. Пушкина как поэта
- Первый ученик (демонстрация слайда №1)
- Второй ученик (демонстрация слайда №2. Докладчик выразительно читает отрывок из повести А. Л. Слонимского "Детство Пушкина")
- Третий ученик (демонстрация слайда №3)
- Четвёртый ученик (демонстрация слайда №4)
- Пятый ученик (демонстрация слайда №5)
2. Задание учащимся
- назовите изученные раньше произведения А. С. Пушкина
- определите, из каких произведений взяты следующие строки:
"...Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу."
("Сказка о попе и о работнике его Балде")
"Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
"Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещённый мир
Приготовила б я пир".
("Сказка о князе царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".)
"Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха.
Не даёт старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось".
("Сказка о рыбаке и рыбке".)
"*У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом..."
("Руслан и Людмила")
3. Слово учителя.
Итак, открываем свои тетрадочки. Записываем число, тему. Тема записана на доске.
Александр Сергеевич Пушкин был литератор универсальный: в его творчестве представлено очень много жанров: стихотворные послания ("К Батюшкову", "К Наталье"), застольные стихотворения ("Пирующие студенты", "Заздравный кубок"), эпиграммы, любовные элегии ("Цыганы"), романсы ("Певец"), оды ("Вольность", "Кинжал"), рождественская песенка ("Ноэль"), поэмы ("Руслан и Людмила"), трагедии ("Борис Годунов"), повести ("Повести Белкина", "Дубровский", "капитанская дочка").
Пушкин не только воспроизводил уже существующие жанровые формы, а наполнял их новым содержанием. Так, он первым ввёл в русскую поэзию изображение не возвышенных, а самых обычных человеческих чувств.
После Пушкина русская литература приучила читателя к сопереживанию, научила его понимать поэзию обыденности ,повседневности.
О значении творчества Пушкина можно говорить бесконечно долго. Одно из лучших определений этого значения принадлежит писателю и публицисту ХIХ века Н. Г. Чернышевскому: "Значение Пушкина неизмеримо велико. Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих. Он первый возвёл у нас литературу в достоинство нац. дела, между тем как прежде она была "Приятным и полезным препровождением времени" для тесного кружка дилетантов. Он был первым поэтом, который стал в глазах всей русской публики на то высокое место, какое должен занимать в своей стране великий писатель.
V Применение ЗУН
1. Подготовить 2 вопроса о Пушкине по материалам урока.
Учащиеся задают вопросы классу.
VI Объявление домашнего задания.
- Прочитать стихотворение "Узник"
- Прочитать о Пушкине в учебнике
- "Пушкин в изобразительном искусстве" (2-м учащимся).
Як справи з уроком на 5 грудня?
ВідповістиВидалитисьогодні забігалась з перестановами уроків-забула підійти до вчителя з української. Планую підійти у вівторок (понеділок-методичний день в мене) та з"ясувати, який урок вона може мені віддіти
ВидалитиЦікаво побачити ваші повні конспекти, методичні знахідки.
ВідповістиВидалитиЗараз допишу)
ВидалитиЗа декілька хвилин буде повний конспект уроку з п"ятниці