Загальна кількість переглядів сторінки

четвер, 15 листопада 2012 р.


Ola, Пушкін, або Що на мене чекає завтра....

Тема. Сведения о жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина.
Цели: познакомить учащихся с биографией поэта, сделать краткий обзор его творчества; развивать навыки самостоятельной подготовки докладов, публичного выступления; активизировать творческие способности; воспитывать интерес к личности и творчеству поэта.
Ожидаемые результаты: учащиеся знают биографию писателя, рассказывают о лицейском периоде его жизни, самостоятельно собирают материал на предложенную тему.
Оборудование: репродукции портретов Пушкина работы В. А. Тропинина, К. П. Мазера, диапроектор, ноутбук, слайды: №1-репродукция портрета А. С. Пушкина кисти О. А. Кипренского; №2-репродукции портретов С. Л. Пушкина неизвестного художника и Н. О. Пушкиной кисти К. лицеде Местра; №3-рисунок Царскосельского лицея; №4-портрет И. И. Пущина работы Н. А. Бестужева; №5-репродукция картины И. Е. Репина "Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года"; репродукция портрета Г. Р. Державина.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: урок-презентация.


"...пока будет звучать на свете русский язык,
будущие поколения наших соотечественников
станут помнить имя Пушкина."
А. В. Дружинин

Ход урока

I Организационный момент.
   Учитель приветствует класс, объявляет результаты контрольной работы, читает вслух лучшие сочинения учащихся.

II Проверка домашнего задания
   Осуществляется в ходе урока.

III Мотивация учебной деятельности
   В статье "А. С. Пушкин и последнее издание его сочинений" известный критик ХIХ века Александр Васильевич Дружинин написал фразу, ставшую эпиграфом к нашему уроку: "...пока будет звучать на свете русский язык, будущие поколения наших соотечественников станут помнить имя Пушкина."
   Великий писатель и современник Пушкина Н. В. Гоголь выразил похожую мысль: "При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал всё его пространство".
   С тех пор, как были сказаны эти слова, прошло полтора столетия, а они по-прежнему остаются актуальными. Пушкин до сих пор остаётся крупнейшим русским поэтом и писателем, недосягаемым образцом совершенства.
   Вам уже знакомы некоторые произведения Пушкина и факты его биографии. На уроке восстановим ранние годы жизни поэта и поговорим о его творчестве в общих чертах.

IV Восприятие нового материала

  1. Сообщения учащихся


          Детство и становление А. С. Пушкина как поэта

  • Первый ученик (демонстрация слайда №1)
  • Второй ученик (демонстрация слайда №2. Докладчик выразительно читает отрывок из повести А. Л. Слонимского "Детство Пушкина")
  • Третий ученик (демонстрация слайда №3)
  • Четвёртый ученик (демонстрация слайда №4)
  • Пятый ученик (демонстрация слайда №5)
     2. Задание учащимся
  • назовите изученные раньше произведения А. С. Пушкина
  • определите, из каких произведений взяты следующие строки: 
                                         "...Буду служить тебе славно,
                                         Усердно и очень исправно,
                                          В год за три щелка тебе по лбу,
                                          Есть же мне давай варёную полбу."
                                                                   ("Сказка о попе и о работнике его Балде")

                                           "Три девицы под окном
                                           Пряли поздно вечерком.
                                           "Кабы я была царица,-
                                            Говорит одна девица,-
                                            То на весь крещённый мир
                                            Приготовила б я пир".
                                                               ("Сказка о князе царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".)

          
                                             "Смилуйся, государыня рыбка,
                                             Разбранила меня моя старуха.
                                             Не даёт старику мне покою:
                                             Надобно ей новое корыто;
                                             Наше-то совсем раскололось".
                                                             ("Сказка о рыбаке и рыбке".)

                                              "*У Лукоморья дуб зелёный;
                                             Златая цепь на дубе том:
                                             И днём и ночью кот учёный
                                             Всё ходит по цепи кругом..."
                                                             ("Руслан и Людмила")

3. Слово учителя.
    Итак, открываем свои тетрадочки. Записываем число, тему. Тема записана на доске.
    Александр Сергеевич Пушкин был литератор универсальный: в его творчестве представлено очень много жанров: стихотворные послания ("К Батюшкову", "К Наталье"), застольные стихотворения ("Пирующие студенты", "Заздравный кубок"), эпиграммы, любовные элегии ("Цыганы"), романсы ("Певец"), оды ("Вольность", "Кинжал"), рождественская песенка ("Ноэль"), поэмы ("Руслан и Людмила"), трагедии ("Борис Годунов"), повести ("Повести Белкина", "Дубровский", "капитанская дочка").
   Пушкин не только воспроизводил уже существующие жанровые формы, а наполнял их новым содержанием. Так, он первым ввёл в русскую поэзию изображение не возвышенных, а самых обычных человеческих чувств.
 После Пушкина русская литература приучила читателя к сопереживанию, научила его понимать поэзию обыденности ,повседневности.
 О значении творчества Пушкина можно говорить бесконечно долго. Одно из лучших определений этого значения принадлежит писателю и публицисту ХIХ века Н. Г. Чернышевскому: "Значение Пушкина неизмеримо велико. Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих. Он первый возвёл у нас литературу в достоинство нац. дела, между тем как прежде она была "Приятным и полезным препровождением времени" для тесного кружка дилетантов. Он был первым поэтом, который стал в глазах всей русской публики на то высокое место, какое должен занимать в своей стране великий писатель.

  V Применение ЗУН

   1. Подготовить 2 вопроса о Пушкине по материалам урока.
   Учащиеся задают вопросы классу.

VI Объявление домашнего задания.
  1. Прочитать стихотворение "Узник"
  2. Прочитать о Пушкине в учебнике
  3. "Пушкин в изобразительном искусстве" (2-м учащимся).

4 коментарі:

  1. Відповіді
    1. сьогодні забігалась з перестановами уроків-забула підійти до вчителя з української. Планую підійти у вівторок (понеділок-методичний день в мене) та з"ясувати, який урок вона може мені віддіти

      Видалити
  2. Цікаво побачити ваші повні конспекти, методичні знахідки.

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Зараз допишу)
      За декілька хвилин буде повний конспект уроку з п"ятниці

      Видалити